Изолировать от холода и шума

Изолировать от холода и шума

Рынок теплозвукоизоляционных материалов, по данным экспертов, в 2011 году вырос в 2 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Участники рынка прогнозируют, что рост продолжится, а оборот рынка к концу года достигнет 2,5-3 млрд рублей.

Вера Сивкова, ведущий специалист отдела маркетинговых исследований компании «ПКР», говорит, что по итогам 2009 года объем рынка теплозвукоизоляционных материалов Петербурга и Ленобласти сократился на 27% в сравнении с показателями 2008 года. «Это в первую очередь связано с замораживанием многих строящихся объектов. В 2010 году уровень производства стабилизировался. При оптимистичном прогнозе в 2011 году рост может составить до 100%», – прогнозирует госпожа Сивкова.

Евгений Ботка, генеральный директор ЗАО «Агентство строительной информации», подсчитал, что в 2010 году объем рынка теплоизоляции составил 3,2 млн куб. м. Из них пенополистирол (вспененный и экструдированный) составил 28%, минеральная вата – 40%, стекловата – 32%. При этом цены на продукцию в 2009 году упали на 15-20%, а в период с 2010 по 2011 год прирост составил порядка 10-15%.

Менее оптимистично настроена Юлия Манаева, специалист по маркетингу и рекламе компании «КНАУФ». Она считает, что суммарный объем рынка в этом году вряд ли превысит 500 тыс. куб. м. «По нашим ощущениям, в 2011 году рынок имел положительную динамику, однако она вряд ли сравнима с докризисными темпами развития», – говорит госпожа Манаева.
Дмитрий Орлов, начальник отдела снабжения генподрядной компании STEP, полагает, что к докризисным объемам рынок пока не вернулся. «Все же объемы строительства в Петербурге не те, что были в 2007-2008 годах. Однако нельзя сказать, что этот рынок мертвый и не растет. Объемы строительства восстанавливаются, а тепло- и звукоизоляция востребована. Спрос на нее растет, в том числе благодаря новым требованиям по утеплению фасадов», – говорит он.

«Северо-Западе России в месяц продается примерно 100 тыс. куб. м стекловаты, примерно столько же каменной ваты, 60-70 тыс. куб. м приходится на экструдированный пенополистирол. В целом объем рынка составляет до 1 млрд рублей в месяц», – поясняет Виктор Адамов, исполнительный директор СТД «Петрович».

Импортный рынок

Эксперты отмечают, что рынок теплоизоляции достаточно консолидирован. Доля импорта на этом рынке невелика и составляет 10-12%, а большую часть продукции привозят из других регионов, в частности Центрального округа.

«В Петербурге и Ленинградской области основными игроками рынка являются ООО «Строительные материалы», которое производит теплоизоляционные материалы под маркой «Изотек», ООО «Пеноплэкс СПб», занимающее лидирующие позиции по производству экструдированного пенополистирола, и завод ООО «Роквул-Север». 50% рынка изделий из минеральной ваты приходится на Rockwool, 54% производства экструдированного пенополистирола – на «Пеноплэкс», рынок стекловаты в равных долях делят Ursa и «Изовер», – поясняет Евгений Ботка.

«Доля российских производителей на этом рынке стремится к нулю. Другое дело, что у всех крупных игроков российского рынка теплозвукоизоляции, а это иностранные компании, есть производства в нашей стране. На эти производства и приходится значительный объем рынка. Например, в сегменте каменной ваты порядка 70% занимает продукция Rockwool, а большую часть сегмента стекловаты делят между собой Isover, Ursa и Knauf», – рассказывает Виктор Адамов. Разница в цене на материалы иностранного и российского производства, по данным экспертов, составляет примерно 20-30%.

Ирина Садчикова, директор по маркетингу компании Rockwool Russia Group, характеризует этот рынок как высококонкурентный, с большим количеством международных и российских компаний. «Число игроков на рынке превышает аналогичные показатели в других странах, поэтому появление новых серьезных производителей маловероятно», – говорит она.
Другого мнения придерживается господин Адамов. «Рынок достаточно насыщен, но появление новых игроков возможно, если они выведут на рынок новые виды продукции. Например, видел анонсы вывода на рынок продукта, который будет осуществлять исключительно функцию шумоизоляции. С моей точки зрения, он должен стать достаточно популярным – ни одна вата полностью не решает эту задачу», – рассуждает эксперт.

В марте этого года компания Rockwool объявила о планах по производству на своем заводе в Выборге акустических потолков ROCKFON. Первая продукция российского производства будет доступна потребителям уже в первом полугодии 2012 года.

«Появление новых мощностей было бы востребовано рынком, так как большая часть материалов завозится, а уже примерно через 2 года заводы, производящие минеральную вату, будут перегружены», – считает господин Ботка. Нижний порог инвестиций в такое производство он оценивает в 50 млн EUR.

Новые тенденции

Производители постоянно заявляют о новых свойствах теплозвукоизоляционных материалов, но строительная отрасль достаточно консервативна, и новинки в ней внедряются медленно.
«Основной тенденцией сегодня является рост спроса на каменную вату. Она продается в том числе и за счет правильных маркетинговых инициатив производителей, которые делают упор на ее лучшие свойства, хотя стекловата практически неотличима от каменной ваты Просто в отношении стекловаты еще с советских времен сформировались стереотипы, что она горит, колется, пылит и т. д.», – рассказывает Виктор Адамов.

Эксперты утверждают, что на выбор материала и его цену влияет чаще всего уровень затрат, которые готов понести строитель. Энергоэффективные материалы, по словам Дениса Вястрика, руководителя компании «Тареал», инвестора жилого района «Ванино», пользуются относительно небольшим спросом, так как большей части строителей важно построить дешево, а не эксплуатировать дешево (а эти две переменные обратно зависимы).

«Наши финские коллеги, заглядывая далеко в будущее, уже сегодня уделяют пристальное внимание вопросам энергоэффективности. Но даже прагматичные финны, приобретая квартиру, не готовы платить сейчас, чтобы экономить потом. Однако, в любом случае, не двигаться в направлении изучения и применения энергоэффективных решений – это то же самое, что идти назад», – говорит Екатерина Гуртовая, директор по маркетингу «ЮИТ Дом».

Перспективы роста

Эксперты прогнозируют, что рынок теплозвукоизоляционных материалов будет расти быстрыми темпами еще долгое время, а структура спроса останется неизменной.

«Цены на энергию повышаются с каждым годом, следовательно, растет и необходимость применения энергосберегающих технологий. В комплексе с установкой энергоэффективных окон, системы вентиляции с рекуперацией тепла применение в конструкции материалов Rockwool позволяет снизить энергопотребление на 90%», – говорит Ирина Садчикова.

Эксперты полагают, что рынок теплозвукоизоляционных материалов будет расти на 10-15% в год.

Мнение:

Дмитрий Орлов, начальник отдела снабжения генподрядной компании STEP:

– К качеству материалов наиболее требовательны девелоперы загородного жилья – от уровня используемой теплоизоляции может зависеть популярность коттеджных поселков. Также к качественным материалам чаще всего обращаются застройщики коммерческой недвижимости, которые руководствуются логикой, что лучше потратить немного больше, но не иметь претензий со стороны арендаторов. Тем более что в масштабах коммерческого объекта затраты на тепло- и звукоизоляцию составляют просто мизерный процент. По нашему опыту могу привести пример, когда при строительстве технопарка Technopolis заказчик попросил нас использовать достаточно дорогой, но очень качественный теплоизоляционный материал финского производителя Paroc.

Автор: Андрей Семериков
"Строительный Еженедельник"©, № (492) от 05.12.2011
asninfo.ru/se/article/46061