Рынок, который греет

Утепление мансарды.

Рынок теплоизоляционных материалов Ленобласти продолжает расти. По данным экспертов отрасли, его увеличение в 2010 году может составить от 9 до 11%.

Как и остальные сегменты строительной отрасли, рынок теплоизоляции испытал заметное снижение объемов в 2009 году: по разным оценкам, он уменьшился на 25-30%. Причина в замораживании строительства большинства объектов, как в коммерческом и промышленном, так и в жилищном строительстве. По словам Олега Макарова, коммерческого директора компании Isover, несмотря на существенное падение объемов продаж, все основные производители в целом сохранили свои позиции, поскольку смогли адаптироваться к существующей экономической ситуации. «К концу 2010 года кризисные явления в отрасли подошли к концу, и мы наблюдаем определенный рост объемов производства и продаж», – добавляет он. По мнению эксперта, не все игроки рынка справились с этой ситуацией, а некоторые компании до сих пор загружают свои производственные мощности на 50% и меньше.

Их посчитали

В целом российский рынок органических и неорганических теплоизоляционных материалов достаточно насыщен. По разным оценкам, здесь работает от 40 до 60 компаний. Это объясняется наличием большого числа некрупных региональных производителей, как правило, занимающихся выпуском пенополистирольных утеплителей.

По словам Максима Тарасова, директора по продажам компании Rockwool, в Ленобласти и на прилегающих к ней территориях расположено много компаний, производящих теплоизоляционные материалы. «Масса игроков и большая конкуренция приводят к тому, что устойчивое положение удается занимать компаниям со стабильно высоким качеством продукции», – отмечает эксперт. Он добавляет, что часть мелких производителей использует устаревшее оборудование, а выпускаемая продукция принадлежит низкокачественному и низкоценовому сегменту. Основные игроки рынка относятся к производителям сегмента премиум, который отличается тем, что его потребителями особенно ценится качество, а производителями постоянно разрабатываются и предлагаются новые продукты.

Значительная часть продаж на строительном рынке Ленобласти приходится на продукцию зарубежных компаний, развивающих собственное производство в России. По мнению эксперта, который пожелал остаться неизвестным, среди производителей теплоизоляционных материалов на основе пенополистирола в Ленобласти и на Северо-Западе первое место занимает компания «Пеноплекс», второе – «Теплекс», а третья строчка принадлежит компании «Стироформ». Если взять пирамиду производителей теплоизоляторов из стекловаты, то здесь верхнюю строку занимает компания Ursa, а дальше идут Isover и Knauf Insulation. Остальные компании являются достаточно мелкими и не занимают значительной доли рынка. Среди ведущих производителей тепловолокна из базальтовой ваты стоит отметить компании Rockwool, «ТехноНиколь» и Isoroc. «Среди лидеров по качеству производимого утеплителя из базальтового волокна я бы отметил финский материал «Парок», однако по объемам производства этот продукт не может конкурировать с вышеперечисленными производителями», – добавляет эксперт. Также среди достаточно крупных игроков рынка он отмечает компанию Linerock и белорусскую компанию «Гомельстройматериалы».

Дислокация в регионе

Практически все крупные игроки рынка теплоизоляционных материалов на Северо-Западе имеют производственные мощности на месте.

Завод компании Rockwool расположен в Выборге. «Наше предприятие работает 24 часа сутки 7 дней в неделю. Материалы Rockwool высоко ценят потребители, и мы не исключаем возможности расширения производственных мощностей на территории Ленобласти», – отмечает Максим Тарасов. Отметим, что в 2008 году компания была намерена построить вторую очередь завода, что позволило бы практически в два раза увеличить объемы производства. Сейчас этот проект находится на стадии реализации.

В свою очередь, компания Ursa располагает заводом по производству теплоизоляционных материалов из штапельного стекловолокна Ursa Glasswool® в Чудово Новгородской области. Производственный центр был построен на базе Чудовского стекольного завода, а в 60-е годы прошлого века здесь был открыт цех по выпуску тепло- и звукоизоляционных материалов. В 90-е годы Ursa полностью модернизировала предприятие по международным стандартам.

Компания «Пеноплекс» владеет заводом в Киришах Ленинградской области. Это первый российский завод по производству теплоизоляционных материалов из экструзионного пенополистирола. Здесь изготавливаются плиты различной толщины – от 20 до 120 мм. Сегодня на заводе функционирует четыре производственных линии, которые производят около 600 тыс. куб. м в год.

Компания «Кнауф Пенопласт», являющаяся российским отделением компании Knauf Industries, располагает производственными мощностями в Колпино (Санкт-Петербург). Здесь производят минераловатные утеплители из натуральных компонентов, а также изделия из пенополистирола.

«ТехноНиколь» не имеет собственного производства на территории Северо-Западного региона, однако занимает одно из ведущих мест по реализации продукции из каменной ваты.

Добавим, что все вышеперечисленные предприятия не только обслуживают местный рынок, но и ориентированы на другие регионы.

Тепло для малоэтажки

В жилищном строительстве используются разнообразные теплоизоляционные материалы, которые можно разделить на несколько видов: минеральные (минеральная вата и стекловолокно), пенополистиролы (гранулированный пенополистирол-пенопласт и экструзионный пенополистирол), а также вспененный полиэтилен. В малоэтажном строительстве, которое доминирует в Ленобласти, теплоизоляции уделяется особое внимание. По мнению Владимира Иванова, руководителя направления «теплоизоляция» корпорации «ТехноНиколь Северо-Запад», применение того или другого теплоизоляционного материала зависит от вида ограждающей конструкции. «В ненагружаемых конструкциях (кровля, каркасные стены, полы по лагам, чердачные перекрытия) традиционно больше применяют теплоизоляцию из стекловолокна из экономических соображений, при этом наблюдается тенденция увеличения доли каменноватных материалов. Для наружного утепления большим спросом пользуется именно каменноватная изоляция, а для фундамента и цокольной части фасадов большую популярность имеет экструзионный пенополистирол», – добавил г-н Иванов.

Наиболее востребованными на рынке сегодня являются именно волокнистые материалы, включающие теплоизоляционные изделия на основе стеклянного и базальтового волокна, минеральной и шлаковой ваты. Их доля в общем объеме потребления составляет около 70%. Такая популярность возникла в силу того, что минеральная и стекловата обладают высокой теплоизолирующей способностью. По словам Максима Тарасова, каменная вата является особенно востребованной для малоэтажного домостроения в Ленобласти и в России, так как обладает рядом характеристик, обеспечивающих долговечность, энергоэкономичность, экологичность и пожарную безопасность будущего дома. Кроме этого, изделия из каменной и стекловаты обеспечивают и качественную звукоизоляцию помещений. Подобные утеплители применяются в системах наружного утепления «мокрого» типа, в качестве теплоизоляционного слоя в навесных вентилируемых фасадах и фасадах со штукатурным покрытием, а также для теплоизоляции скатных и плоских кровель.

Стоит отметить, что объем потребления пенополистирола, в том числе экструдированного, по сравнению с минеральной ватой и стекловатой меньше примерно в два раза. На их долю приходится до 20% потребления, и примерно 5% занимает доля других теплоизоляционных материалов, например, природного сырья, вспененного каучука и других. Эксперты добавляют, что качественный пенополистирол получается только на самом современном оборудовании, которым владеют лишь лидеры рынка теплоизоляционных материалов. Пенополистирол химически стоек, не подвержен гниению и разложению, не меняет своих свойств на протяжении десятков лет.

Экструзионный пенополистирол обеспечивает незначительное изменение теплопроводности при повышенной влажности, что позволяет с успехом применять этот материал в качестве наружной теплоизоляции в подвалах без использования гидроизоляционных материалов. Вспененный полиэтилен (изолон) является одним из самых инновационных материалов. Он уникален тем, что обеспечивает тепло-, гидро- и звукоизоляцию одновременно. При этом возможно получить состав с различным коэффициентом вспенивания, что обеспечивает различную плотность и расширяет спектр применения изолона в строительстве.

По оценкам экспертов, с начала 2010 года наблюдается рост спроса на тепло- и звукоизоляционные материалы. «В связи с увеличением спроса многие компании стали повышать цены на всю линейку в среднем на 3-6 процентов начиная с июля этого года», – отмечает Максим Тарасов. При этом все эксперты сходятся во мнении, что цены на 2011 год будут зависеть от рыночной ситуации.

Автор: Лидия Горборукова
"Строительный Еженедельник"©, № (2-LO) от 01.12.2010
asninfo.ru/se/article/36255
01.12.2010