Теплоизоляционная консолидация

Теплоизоляционная консолидация

Рынок теплоизоляционных материалов Санкт-Петербурга и Ленинградской области, достаточно просевший в период кризиса, показал заметный рост. Как утверждают эксперты, активное восстановление продолжится вплоть до 2012 года.

Теплоизоляция в цифрах

Рынок теплоизоляции, наряду с другими строительными материалами, испытал заметное снижение объемов в период экономической нестабильности. Так, по итогам 2009 года он сократился на 27% в сравнении с показателями 2008 года. «В 2010 году уровень производства в Санкт-Петербурге и области стабилизировался и составил 3,2 млн куб. м. Из них на долю пенополистирола (вспененного и экструдированного) приходилось 28%, минеральной ваты – 40%, стекловаты – 32%. При этом цены на продукцию в 2009 году упали на 15-20%, а в период с 2010 по середину 2011 прирост составил порядка 10-15%. За три квартала текущего года рынок Санкт-Петербурга и области вырос практически в 2 раза по отношению к аналогичному периоду прошлого года, а к концу года его оборот достигнет 2,5-3 млрд рублей», – анализирует ситуацию Светлана Ивановская, ведущий аналитик АГ «SOLUM».

Что касается емкости российского рынка, то, по предварительным оценкам, в 2011 году она составит 25-26 млн куб. м теплоизоляции (включая все виды материалов: минеральную вату, пенопласт, xps), из которых 20-21 млн куб. м будут приходиться на рынок минеральной ваты. В 2010 году объем рынка теплоизоляции составлял 22-23 млн куб. м. «Российский рынок в этом году вырастет в среднем на 15% по сравнению с прошлым. На Северо-Западе прогнозируют менее активный рост – 5-10%, так как рынок в этом регионе более насыщен, чем в среднем по стране», – говорит Олег Макаров, коммерческий директор компании «Сен-Гобен Изовер».

Участники рынка

Рынок теплоизоляции достаточно консолидирован. 70% делят между собой такие компании, как Knauf, Isover, Ursa и Rockwool. Остальные производители значительно уступают лидерам, работают в более низкой ценовой категории и вряд ли в ближайшие годы смогут приблизиться к мастодонтам рынка. Дмитрий Орлов, директор по снабжению генподрядной компании STEP, утверждает, что свою нишу также заняли «Технониколь», «Пеноплэкс», PAROC и «Техно». Состав участников теплоизоляционного рынка не будет меняться еще многие годы, возможны лишь незначительные корректировки в долевом распределении.

«Можно прогнозировать дальнейшую консолидацию рынка, укрупнение игроков. Преимущество здесь имеют компании с собственными научными центрами, которые способны самостоятельно разрабатывать и выводить на рынок инновационные материалы и обладающие федеральным охватом. В целом российский рынок теплоизоляции можно охарактеризовать как высококонкурентный, с большим количеством международных и российских компаний. Число игроков на рынке превышает аналогичные показатели в других странах. В Ленобласть и Петербург теплоизоляцию поставляют как местные производители, так и компании, имеющие заводы в других российских регионах», – объясняет Елена Мочалова, замдиректора по продажам ROCKWOOL Russia.

Сделано в России

Доля импорта рынка теплоизоляционных материалов невелика и составляет 10-15%, большую часть продукции привозят из других регионов, в частности Центрального округа. «В Петербурге и Ленинградской области основными игроками рынка являются ООО «Строительные материалы», которое производит теплоизоляционные материалы под маркой «ИЗОТЕК», ООО «ПЕНОПЛЭКС СПб», занимающее лидирующие позиции по производству экструдированного пенополистирола, и завод ООО «Роквул-Север». 50% рынка изделий из минеральной ваты приходится на Rockwool, 54% производства экструдированного пенополистирола – на «ПЕНОПЛЭКС», рынок стекловаты в равных долях делят URSA и «Изовер», – отмечает Светлана Ивановская, ведущий аналитик АГ «SOLUM».

«Доля импорта крайне мала. Другое дело, что на территории региона действуют производства международных компаний, работающие на импортном оборудовании и сырье. Наше предприятие открыто без привлечения иностранного капитала, однако производственную линию закупали в Италии, а сырье используем немецкое», – комментирует Влад Каплунов, коммерческий директор ООО «Полипром».

Потребности рынка

Потребительский рынок теплоизоляционных материалов состоит из двух основных сегментов: профессионалов (строительные и проектные организации) и частных застройщиков (которые могут привлекать бригады на подряд).

Если в 2010 году наблюдался большой спрос в сегменте частного домостроения, то в этом году устойчивое и ровное увеличение демонстрируют практически все направления: как частное домостроение и строительство многоквартирных домов, так и строительство административных, хозяйственных и промышленных объектов. Доля рынка жилищного строительства составляет около 80%. Кроме нового строительства развитию рынка теплоизоляционных материалов способствует активная реконструкция зданий.

Эксперты прогнозируют, что рынок теплоизоляционных материалов будет расти быстрыми темпами еще долгое время, а структура спроса останется неизменной.
Большие надежды аналитики связывают и с ростом рынка загородной недвижимости.

«На рост рынка теплоизоляции влияет и повышение качества строительства загородных домов. Если еще пять лет назад строители соблюдали не все технологии, то теперь они стали более ответственно относиться к соблюдению всех стандартов», – объясняет Сергей Кондрашов, коммерческий директор ООО «Народный Дом». С ним согласен и Денис Вястрик, руководитель компании «Тареал», инвестор жилого района «Ванино». «Собственники начинают все чаще использовать энергосберегающие материалы, так как продать дом, отапливаемый электричеством, площадью 350 кв. м и без изоляции трудно, а дом, оплата коммунальных услуг в котором такая же, как в городской трехкомнатной квартире, очень будет продан быстро», – рассуждает господин Вястрик.

По данным аналитиков, в ближайшей перспективе цены на теплоизоляционные материалы, особенно стекловату и минеральную вату, пойдут вверх, в том числе и из-за энерготарифов, так как эти производства обладают большой энергоемкостью.

«Цены на энергию повышаются с каждым годом, следовательно, растет и необходимость применения энергосберегающих технологий. Грамотная теплоизоляция на основе каменной ваты доказала свою эффективность в вопросе экономии энергии. К примеру, в комплексе с установкой энергоэффективных окон, системы вентиляции с рекуперацией тепла, применение в конструкции материалов Rockwool позволяет снизить энергопотребление на 90%. На сегодняшний день ни один объект строительства или реконструкции не обходится без утепления, поэтому можно прогнозировать, что в ближайшие годы рынок теплоизоляции будет демонстрировать положительную динамику», – отмечает Елена Мочалова, замдиректора по продажам Rockwool Russia.

Мнение:

Юлия Манаева, специалист по маркетинговым коммуникациям ООО «КНАУФ Пенопласт»:

– 2011 год был годом противоречивых процессов в строительной области: с одной стороны, часть отрасли ощутимо оживилась после предыдущих кризисных лет, с другой – большое количество объектов так и остались замороженными. Новые требования к экологичности и энергоэффективности стали одним из самых заметных трендов сезона-2011, однако экономия, потребность в наиболее экономически разумных и доступных решениях не исчезли, но даже усилились, диктуя новые условия для производителей строительных материалов.

Так или иначе, мы с удовлетворением замечаем, что теплоизоляционные материалы KNAUF Therm® на основе качественного пенополистирола доказали свою эффективность и востребованность в самых разных объектах, на частных малоэтажных и масштабных корпоративных строительных площадках во многих городах России.

В малоэтажном секторе, например, в Северо-Западном регионе были возведены 4 дома для ветеранов в рамках программы по строительству социального жилья, где в теплокаркасных панелях компании «Слотекс» использован наш пенополистирол. Среди показательных проектов многоэтажного строительства мы прежде всего должны упомянуть элитный жилой комплекс «Смольный парк», возводимый в нескольких шагах от площади Растрелли, ансамбля Смольного собора и зданий правительства Ленинградской области в Петербурге. В рамках строительства комплекса, который займет площадь более 8 га, теплоизоляция KNAUF Therm® была использована для устройства прочного, долговечного и энергоэффективного кровельного пирога. В качестве оптимального решения был выбран высокопрочный, влагостойкий материал KNAUF Therm® Roof, разработанный специально для кровельных работ. Этот престижный комплекс примечателен использованием самых эффективных и надежных строительных решений для удовлетворения высоких требований будущих владельцев жилья, и использование пенополистирола среди других энергоэффективных решений нам кажется закономерным.

Дмитрий Михайлов, заместитель начальника управления – руководитель группы сопровождения проектов ИСУ ЗАО «БФА-Девелопмент»:

– На этапе строительства важно грамотно произвести теплоизоляцию здания, что позволит в будущем при его эксплуатации сэкономить деньги на энергоресурсах. Однако этот вопрос скорее заботит собственников помещений, чем арендаторов. Но и тут есть свои подводные камни. Новинки в этой области появляются регулярно, но они пользуются спросом только у крупных девелоперов, которые вкладывают деньги в строительство коммерческой недвижимости, а потом сами же занимаются ее эксплуатацией. Применение энергоэффективных технологий – удовольствие не из дешевых. Все затраты за счет экономии теплоэнергии девелопер планирует окупить в течение двух-трех лет.

Что касается жилья, то здесь до сих пор большинство зданий строятся по нормам и правилам старого образца. То, что декларируется строительными компаниями, как таковыми энергоэффективными технологиями не назовешь. Это является лишь незначительным улучшением существующих вариантов.

Между тем минимизация теплопотерь за счет воздухонепроницаемости, качественной теплоизоляции и эффективной системы вентиляции в итоге может сократить издержки в несколько раз. Например, в Европе потери тепла в помещении в два раза меньше, чем в России.

Автор: Ярослава Задорина
asninfo.ru/se/article/45722
"Строительный Еженедельник"©, № (14-LO) от 23.11.2011